Как известно, на этапе экспертизы товарного знака по существу одним из важнейших критериев охраноспособности товарного знака является определение того, является ли заявленный для получения правовой охраны товарный знак уникальным. В свете положений статьи 1483 Гражданского кодекса РФ нельзя получить охранный документ на товарный знак, полностью тождественный или схожий товарным знакам, получившим правовую охрану в РФ или заявленным на регистрацию, которые имеют более раннюю дату подачи, а также признанным общеизвестными в отношении однотипных товаров. Торговая марка признается тождественной, если все элементы, из которых она состоит (словесные и/или графические) абсолютно совпадают с другим обозначением. Товарный знак может бьть признан экспертизой сходным до степени смешения, если он в целом вызывает аналогичные ассоциации с другим обозначением, несмотря на некоторые незначительные отличия. Эксперт делает оценку сходства обозначения исходя из общего впечатления, которое формируется под воздействием всевозможных особенностей логотипа, в том числе доминирования буквенного или визуального элементов, их композиционного и цветового решения и др. В зависимости от разновидности товарного знака общее впечатление сходности может быть визуальным или слуховым.
Сходство товарных знаков неразрывно связано с понятием однородности товаров, в отношении которых они заявлены для регистрации или зарегистрированы. При идентичности товаров или услуг, либо при их однородности, вероятность смешения товарных знаков гораздо больше.
В данной статье хотелось бы коснуться определения сходности словесного, как наиболее сильного, элемента товарного знака. При оценке сходности словесных товарных знаков между собой, эксперты исходят из следующих критериев: это может быть фонетико-звуковое, графическое (визуальное) или смысловое (семантическое) сходство, которые учитываются как сам по себе в отдельности, так и их различные сочетания. Звуковое сходство предполагает, в частности, наличие близких или тождественных звуков и их расположение; наличие одинаковых слогов и их расположение; количественный показатель слогов в логотипах; однотипность состава согласных или гласных букв. Проиллюстрировать фонетико-звуковое сходство возможно на примере словесного обозначения "ЮНИТЕЛ ИНЖИНИРИНГ". При проведении предварительной проверки данного обозначения были выявлены следующие сходные товарные знаки, препятствующие регистрации: "Unitel", "Unitаl", "ЮНИЭЛ", также сходны между собой "HOLZDECK" и "HOLEDECK". Графическое сходство предполагает, в частности, общее визуальное впечатление; вид используемого шрифта; графическое исполнение с учетом регистра букв; буквами какого алфавита выполнено слово; цветовое сочетание использованное в логотипе. Смысловое сходство предполагает, в частности, подобие заложенной в товарный знак идеи или понятия (Музыка вашего дома Мелодия вашего дома), также влияет совпадение значения в разных языках (например, Святой Патрик Saint Patrick); тождество одного из словесных элементов логотипа, на который падает логическое ударение и который несет самостоятельную смысловую нагрузку (Nina ricci GISELLE ЖИЗЕЛЬ), за исключением таких случаев, когда смысловое значение такого элемента изменяется ввиду сочетания с другим словом (например, Жизнь Жизнь севера); противоположность заложенной в товарный знак идеи или понятия (Мой дом Ваш дом).
Комментарии (0)