Экспертиза товарного знака


09 марта 2017

Пример заключенияКак известно, на этапе экспертизы товарного знака по существу одним из важнейших критериев охраноспособности товарного знака является определение того, является ли заявленный для получения правовой охраны товарный знак уникальным. В свете положений статьи 1483 Гражданского кодекса РФ нельзя получить охранный документ на товарный знак, полностью тождественный или схожий товарным знакам, получившим правовую охрану в РФ или заявленным на регистрацию, которые имеют более раннюю дату подачи, а также признанным общеизвестными в отношении однотипных товаров. Торговая марка признается тождественной, если все элементы, из которых она состоит (словесные и/или графические) абсолютно совпадают с другим обозначением. Товарный знак может бьть признан экспертизой сходным до степени смешения, если он в целом вызывает аналогичные ассоциации с другим обозначением, несмотря на некоторые незначительные отличия. Эксперт делает оценку сходства обозначения исходя из общего впечатления, которое формируется под воздействием всевозможных особенностей логотипа, в том числе доминирования буквенного или визуального элементов, их композиционного и цветового решения и др. В зависимости от разновидности товарного знака общее впечатление сходности может быть визуальным или слуховым.

Экспертиза товарного знака на сходство и тождество
досудебная экспертиза от 15 000 ₽
судебная экспертиза от 25 000 ₽


Сходство товарных знаков неразрывно связано с понятием однородности товаров, в отношении которых они заявлены для регистрации или зарегистрированы. При идентичности товаров или услуг, либо при их однородности, вероятность смешения товарных знаков гораздо больше.

В данной статье хотелось бы коснуться определения сходности словесного, как наиболее сильного, элемента товарного знака. При оценке сходности словесных товарных знаков между собой, эксперты исходят из следующих критериев: это может быть фонетико-звуковое, графическое (визуальное) или смысловое (семантическое) сходство, которые учитываются как сам по себе в отдельности, так и их различные сочетания. Звуковое сходство предполагает, в частности, наличие близких или тождественных звуков и их расположение; наличие одинаковых слогов и их расположение; количественный показатель слогов в логотипах; однотипность состава согласных или гласных букв. Проиллюстрировать фонетико-звуковое сходство возможно на примере словесного обозначения "ЮНИТЕЛ ИНЖИНИРИНГ". При проведении предварительной проверки данного обозначения были выявлены следующие сходные товарные знаки, препятствующие регистрации: "Unitel", "Unitаl", "ЮНИЭЛ", также сходны между собой "HOLZDECK" и "HOLEDECK". Графическое сходство предполагает, в частности, общее визуальное впечатление; вид используемого шрифта; графическое исполнение с учетом регистра букв; буквами какого алфавита выполнено слово; цветовое сочетание использованное в логотипе. Смысловое сходство предполагает, в частности, подобие заложенной в товарный знак идеи или понятия (Музыка вашего дома Мелодия вашего дома), также влияет совпадение значения в разных языках (например, Святой Патрик Saint Patrick); тождество одного из словесных элементов логотипа, на который падает логическое ударение и который несет самостоятельную смысловую нагрузку (Nina ricci GISELLE ЖИЗЕЛЬ), за исключением таких случаев, когда смысловое значение такого элемента изменяется ввиду сочетания с другим словом (например, Жизнь Жизнь севера); противоположность заложенной в товарный знак идеи или понятия (Мой дом Ваш дом).